Учителя начальных классов

Мои методические разработки

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1241

    Здесь прикрепляем любой материал (разработки уроков, внеклассных занятий, дидактический материал…)

    #2236

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №1
    сельского поселения «Село Троицкое»
    Нанайского муниципального района Хабаровского края

    Конспект урока
    литературное чтение

    Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и
    А. Барто «В защиту Деда Мороза).

    3 класс
    Образовательная система «Школа 2100»

    Ибрагимова Наталья Владимировна
    учитель начальных классов
    2014 год
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №1
    сельского поселения «Село Троицкое»
    Нанайского муниципального района Хабаровского края

    Литературное чтение
    Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
    Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).
    Цели:
    • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении автора, учителя, учащихся;
    • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
    • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
    • относить произведения к жанрам рассказа, повести, стихотворения, пьесы по определённым признакам;
    • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

    Учебные материалы:
    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч.2. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
    Аудиозапись.
    Презентация к уроку.
    Этапы урока Ход урока

    Ι. Актуализация знаний.
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Начинается урок,
    Он пойдет ребята впрок.
    Постарайтесь все понять –
    И внимательно читать.
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Все ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?

    Сегодня на уроке нашем присутствуют гости. Поприветствуйте их.

    Выполним упражнения на активизацию мыслительной деятельности, внимания и памяти.

    Присаживайтесь за свои парты. Обратите внимание на свою посадку, положение рук, ног.

    – Скажите, пожалуйста, какие жанры художественных произведений вы знаете?
    – Над каким жанром мы с вами работаем?
    Каковы признаки этого жанра?

    -Давайте вспомним, с каким разделом литературного чтения мы работаем?
    -Как вы понимаете эту фразу? (открываем учебник)
    -Вы обратили внимание, что в стихотворениях Сергея Есенина о зиме, с которыми мы познакомились, почти нет зимних красок, зато много звуков? Найдите в тексте, из каких звуков складывается зимняя картина?

    1. Проверка домашнего задания.

    -Кто из Вас желает прочесть стихотворения Сергея Есенина наизусть?
    1. Чтение наизусть стихотворений о зиме. (Исполнение стихов под музыку.)

    2. Сообщение темы урока.
    -Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу «Поёт зима, аукает».
    Все мы очень любим новогодний праздник.
    И сегодня мы будем говорить о новогодних чудесах.
    Предположите, о каких чудесах может пойти речь?
    -А как вы думаете, кто может ожидать новогодних чудес?

    – Кто же будет героем новых стихотворений? Отгадайте загадку:

    Он и добрый, он и строгий,
    Бородой до глаз зарос.
    Красноносый, краснощёкий –
    Наш любимый… (Дед Мороз)

    Открываем учебник (учебник с.56-57)

    II. Развитие умений.

    Работа со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто.

    – Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким произведениям?

    – Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное?

    – Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты?

    Интересно?, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?

    Закройте, пожалуйста, учебники и послушайте

    Юнна Мориц
    НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ
    Наряжена ёлка, вздыхает пирог,
    Звонок заиграл, и подпрыгнул щенок,
    Я дёрнул замок – и к порогу прирос!
    Я пикнуть словечко не мог, я молчал
    И что-то невнятное в двери мычал:
    Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…)
    Явился живой Дед Мороз!

    Я деда целую! И вдруг замечаю,
    Что много чудесного есть в старике:
    Во-первых, зачем-то старик – в парике,
    И нос, во-вторых, у него – из картонки,
    А в-третьих, кусачий и дерзкий щенок
    У ног старика добродушно прилёг,
    Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не настоящий, более того – знакомый…)

    Я вижу на валенке Деда Мороза
    Заплату, которую бабушка Роза
    Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется, мальчика ждёт разочарование…)

    Ура! – закричать и подпрыгнуть пора,
    Я знаю всю правду, поскольку вчера
    Я отдал свой тапок на эту заплату! (Наоборот! Наш герой очень рад. Но почему? Вопрос этот ответа не требует.)

    Но весело-весело мне и чудесно, (Догадались почему?)
    Поэтому тайну ломать неуместно,
    Неинтересно и даже нечестно!
    Подарок я сделаю старшему брату:
    Ни слова – про нос, про парик и заплату,
    Его не узнают теперь нипочём!
    Его принимают за Деда Мороза
    И папа, и мама, и бабушка Роза,
    И каждый мальчишка, на санках скользящий,
    И дворник с лопатой, в сугробе стоящий,
    И каждый, кто видит от снега блестящий
    Вишнёвый мешок у него за плечом!

    Он мне подарил телескоп (подзорную трубу) настоящий,
    Потом наступил Новый год настоящий,
    А значит, он был Дед Мороз настоящий,
    И то, что он – старший мой брат настоящий,
    Так это – мой первый секрет настоящий!

    Вопрос после чтения:
    – Почему мальчик не раскрыл тайну?
    (Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!)

    Как вы оцениваете его поступок?

    Обратимся ещё к одному стихотворению

    Послушайте, пожалуйста, стихотворение Агнии Барто в исполнении автора и подумайте– От кого же надо защищать Деда Мороза?

    (вопрос после прослушивания)
    – Так от кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других…)

    2. Беседа. Скажите, пожалуйста,
    а) – Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.)

    б) – Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? (Герой Ю. Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает тайну. А герой А. Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.)
    в) – Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький мальчик.)
    г) – Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало его это открытие?
    д) – Что вы узнали о семье мальчика? (Это дружная семья, они внимательны друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо.)
    е) – Почему стихотворение так называется?
    ж) – С какой интонацией вы его будете читать? (Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.)

    3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц.

    Немного отдохнем. Гимнастика для глаз.

    4. Продолжение беседы, подготовка к выразительному чтению стихотворения А. Барто.

    Спасибо. Обратимся к стихотворению Агнии Барто.

    – На какие три части можно условно разделить стихотворение?

    1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах.

    2) Приход Деда Мороза.

    3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо.

    – Давайте прочитаем их
    .
    – Меняется ли интонация при чтении этого стихотворения?
    (Да. Скепсис (насмешка) в словах старшего брата, возмущение и настойчивость в словах младшего брата.)

    Выразительное чтение стихотворения.

    Рефлексия

    – На с. 57 авторы учебника пишут, что они специально поместили рядом два этих стихотворения. Как вы думаете, почему? (Тематика похожа, герои похожи)
    Какое ПРОТИВОРЕЧИЕ заметили вы?
    – Что нового вы узнали о себе после чтения этих стихотворений и размышлений над ними?

    – Чем мы занимались сегодня на уроке?
    (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
    – Какие умения формировали?
    умение слушать и понимать речь других,
    выразительно читать стихотворения,
    высказывать свои мысли,
    высказывать свои предположения (версии)
    выказывать своё отношение к героям,
    умение выражать эмоции.
    умение оценивать поступки героев стихотворений.

    – Что вам показалось на уроке самым интересным?

    А хотелось бы вам побывать на новогоднем маскараде?
    На следующем уроке Литературного чтения мы туда и отправимся. А пока прошу вас записать домашнее задание.

    Ι Домашнее задание.

    1. Выучить наизусть одно из стихотворений.
    2. Сочинить стихи или загадку про Деда Мороза (по желанию).
    3. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради.

    Вам понравилось сегодня работать на уроке?
    И мне понравилось, как работали вы. Спасибо.

    – В знак благодарности за урок подарите
    свою самую добрую улыбку своему соседу по парте.
    А я вам.

    Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.
    На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
    Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
    Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).
    На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.
    На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
    На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
    Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу “опережающей многолинейности”.
    На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

    Ожидаемый результат.
    Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи.
    На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
    .

    Формирование УУД,
    ТОУУ
    (технология оценивания учебных успехов)

    Познавательные УУД (1)

    1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    2. Ориентироваться на развороте учебника.

    3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
    Коммуникативные УУД (2)
    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
    2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
    Регулятивные УУД (3)
    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
    Личностные результаты (4)
    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    Духовно-нравственное развитие и воспитание
    1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
    2. Гражданско-патриотическое воспитание.
    3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
    4. Эстетическое воспитание.

    Технология развития критического мышления
    Технология продуктивного чтения
    Деятельностный подход

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.