Открытая группа
Активность: 4 года, 6 месяцев назад
Инициаторы создания данной группы – учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 с.Троицкое.
Добро пожаловать всем, кто заинтересован в развитии начальной школы в районе!
Мои методические разработки
Помечено: урок литературное чтение Школа2100
- В этой теме 1 ответ, 2 участника, последнее обновление 10 лет, 8 месяцев назад сделано Ибрагимова Наталья.
-
АвторСообщения
-
17 мая, 2012 в 11:25 пп #1241Наталья БортниковаУчастник
Здесь прикрепляем любой материал (разработки уроков, внеклассных занятий, дидактический материал…)
22 апреля, 2014 в 11:58 дп #2236Ибрагимова НатальяУчастникМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского краяКонспект урока
литературное чтениеТема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и
А. Барто «В защиту Деда Мороза).3 класс
Образовательная система «Школа 2100»Ибрагимова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
2014 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского краяЛитературное чтение
Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении автора, учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, стихотворения, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Учебные материалы:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч.2. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Аудиозапись.
Презентация к уроку.
Этапы урока Ход урокаΙ. Актуализация знаний.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребята впрок.
Постарайтесь все понять –
И внимательно читать.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?Сегодня на уроке нашем присутствуют гости. Поприветствуйте их.
Выполним упражнения на активизацию мыслительной деятельности, внимания и памяти.
Присаживайтесь за свои парты. Обратите внимание на свою посадку, положение рук, ног.
– Скажите, пожалуйста, какие жанры художественных произведений вы знаете?
– Над каким жанром мы с вами работаем?
Каковы признаки этого жанра?-Давайте вспомним, с каким разделом литературного чтения мы работаем?
-Как вы понимаете эту фразу? (открываем учебник)
-Вы обратили внимание, что в стихотворениях Сергея Есенина о зиме, с которыми мы познакомились, почти нет зимних красок, зато много звуков? Найдите в тексте, из каких звуков складывается зимняя картина?1. Проверка домашнего задания.
-Кто из Вас желает прочесть стихотворения Сергея Есенина наизусть?
1. Чтение наизусть стихотворений о зиме. (Исполнение стихов под музыку.)2. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу «Поёт зима, аукает».
Все мы очень любим новогодний праздник.
И сегодня мы будем говорить о новогодних чудесах.
Предположите, о каких чудесах может пойти речь?
-А как вы думаете, кто может ожидать новогодних чудес?– Кто же будет героем новых стихотворений? Отгадайте загадку:
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос.
Красноносый, краснощёкий –
Наш любимый… (Дед Мороз)Открываем учебник (учебник с.56-57)
II. Развитие умений.
Работа со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто.
– Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким произведениям?
– Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное?
– Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты?
Интересно?, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?
Закройте, пожалуйста, учебники и послушайте
Юнна Мориц
НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ
Наряжена ёлка, вздыхает пирог,
Звонок заиграл, и подпрыгнул щенок,
Я дёрнул замок – и к порогу прирос!
Я пикнуть словечко не мог, я молчал
И что-то невнятное в двери мычал:
Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…)
Явился живой Дед Мороз!Я деда целую! И вдруг замечаю,
Что много чудесного есть в старике:
Во-первых, зачем-то старик – в парике,
И нос, во-вторых, у него – из картонки,
А в-третьих, кусачий и дерзкий щенок
У ног старика добродушно прилёг,
Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не настоящий, более того – знакомый…)Я вижу на валенке Деда Мороза
Заплату, которую бабушка Роза
Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется, мальчика ждёт разочарование…)Ура! – закричать и подпрыгнуть пора,
Я знаю всю правду, поскольку вчера
Я отдал свой тапок на эту заплату! (Наоборот! Наш герой очень рад. Но почему? Вопрос этот ответа не требует.)Но весело-весело мне и чудесно, (Догадались почему?)
Поэтому тайну ломать неуместно,
Неинтересно и даже нечестно!
Подарок я сделаю старшему брату:
Ни слова – про нос, про парик и заплату,
Его не узнают теперь нипочём!
Его принимают за Деда Мороза
И папа, и мама, и бабушка Роза,
И каждый мальчишка, на санках скользящий,
И дворник с лопатой, в сугробе стоящий,
И каждый, кто видит от снега блестящий
Вишнёвый мешок у него за плечом!Он мне подарил телескоп (подзорную трубу) настоящий,
Потом наступил Новый год настоящий,
А значит, он был Дед Мороз настоящий,
И то, что он – старший мой брат настоящий,
Так это – мой первый секрет настоящий!Вопрос после чтения:
– Почему мальчик не раскрыл тайну?
(Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!)Как вы оцениваете его поступок?
Обратимся ещё к одному стихотворению
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Агнии Барто в исполнении автора и подумайте– От кого же надо защищать Деда Мороза?
(вопрос после прослушивания)
– Так от кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других…)2. Беседа. Скажите, пожалуйста,
а) – Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.)б) – Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? (Герой Ю. Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает тайну. А герой А. Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.)
в) – Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький мальчик.)
г) – Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало его это открытие?
д) – Что вы узнали о семье мальчика? (Это дружная семья, они внимательны друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо.)
е) – Почему стихотворение так называется?
ж) – С какой интонацией вы его будете читать? (Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.)3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц.
Немного отдохнем. Гимнастика для глаз.
4. Продолжение беседы, подготовка к выразительному чтению стихотворения А. Барто.
Спасибо. Обратимся к стихотворению Агнии Барто.
– На какие три части можно условно разделить стихотворение?
1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах.
2) Приход Деда Мороза.
3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо.
– Давайте прочитаем их
.
– Меняется ли интонация при чтении этого стихотворения?
(Да. Скепсис (насмешка) в словах старшего брата, возмущение и настойчивость в словах младшего брата.)Выразительное чтение стихотворения.
Рефлексия
– На с. 57 авторы учебника пишут, что они специально поместили рядом два этих стихотворения. Как вы думаете, почему? (Тематика похожа, герои похожи)
Какое ПРОТИВОРЕЧИЕ заметили вы?
– Что нового вы узнали о себе после чтения этих стихотворений и размышлений над ними?– Чем мы занимались сегодня на уроке?
(Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какие умения формировали?
умение слушать и понимать речь других,
выразительно читать стихотворения,
высказывать свои мысли,
высказывать свои предположения (версии)
выказывать своё отношение к героям,
умение выражать эмоции.
умение оценивать поступки героев стихотворений.– Что вам показалось на уроке самым интересным?
А хотелось бы вам побывать на новогоднем маскараде?
На следующем уроке Литературного чтения мы туда и отправимся. А пока прошу вас записать домашнее задание.Ι Домашнее задание.
1. Выучить наизусть одно из стихотворений.
2. Сочинить стихи или загадку про Деда Мороза (по желанию).
3. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради.Вам понравилось сегодня работать на уроке?
И мне понравилось, как работали вы. Спасибо.– В знак благодарности за урок подарите
свою самую добрую улыбку своему соседу по парте.
А я вам.Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу “опережающей многолинейности”.
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи.
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
.Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)Познавательные УУД (1)
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД (2)
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД (3)
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты (4)
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Эстетическое воспитание.Технология развития критического мышления
Технология продуктивного чтения
Деятельностный подход -
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.